Экзистенциальная психотерапия (смысл жизни, свобода и одиночество)

Эта моя заметка сейчас более направлена на коллег, нежели на клиентов. Возможно, кому-то покажется полезной. Психотерапевту в работе с клиентами с темой смерти важно проанализировать собственные установки и чувства к смерти. Предлагаю вам такой опыт — прикосновение к этой теме. Возможно, в ходе чтения возникнет вот тот важный вопрос: А если есть вопрос, то ответ обязательно отыщется.

Экзистенциальная психотерапия

Отрицание со стороны пациента и терапевта Несмотря на вездесущность смерти и мириады богатых возможностей ее исследования, большинство терапевтов находит задачу увеличения сознавания смерти пациентом и проработки его тревоги смерти чрезвычайно трудной. На каждом этапе в этот процесс разрушительно вмешивается отрицание. Страх смерти присутствует на каждом уровне сознавания — от самого осознанного, поверхностного, интеллектуализированного уровня до сферы глубочайшего бессознательного.

Нередко оказывается, что существующая на поверхностных уровнях восприимчивость пациента к интерпретациям терапевта служит отрицанию в более глубоких пластах. Так, пациент откликается на предложение терапевта исследовать свои чувства по поводу конечности собственного существования, однако постепенно сессия становится непродуктивной, поток материала иссякает, разговор превращается в интеллектуальную дискуссию.

В такие моменты для терапевта важно избежать ошибочного заключения, что он бурит скважину в сухом месте.

Статья посвящена экзистенциальной проблеме — страху смерти. Описан опыт работы с пациен- тами, пережившими ситуации угрозы жизни.

Все, что я знаю, это недалекая моя смерть, и самое недоступное моему познанию — та же неизбежная для меня смерть. Блез Паскаль О временности своего пребывания на этой земле и о неизбежности движения жизни по направлению к смерти мы осведомлены так же хорошо, как и о непредсказуемости того, где и когда подстережет нас наше последнее мгновение. В самом деле, смерть — это единственное, что произойдет с нами непременно. Если мы однажды где-то появились на свет, мы когда-нибудь обязательно его покинем.

Все остальные события нашей жизни — встречи и расставания, победы и поражения, обретения и потери — могут произойти или не произойти. Смерть — это то, что случится с вероятностью в сто процентов, хоть и не известно заранее, как именно это произойдет.

Человек стремится стать индивидуальностью, двигаться вперед, развивать свой потенциал. Ольга Цейтлин, психолог консультант.

И можно ли научиться думать о смерти без страха Мужество быть. Без этого философа и теолога невозможно представить экзистенциальную психотерапию. Тиллих переехал в США, где и написал свои важнейшие работы.

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Экзистенциальный подход включен далеко не во все программы подготовки психотерапевтов кое-где он даже не упоминается. Для многих философски образованных людей этот термин несет в себе целый ряд значений: Хотя экзистенциальные мыслители могут занимать разные позиции, все они исходят из одного допущения: Таким образом,существование — ключевое понятие в моем подходе.

Ответ легко доступен и находится внутри нас. Это вопросы смерти, одиночества, смысла жизни и свободы. Так, Карл Юнг и Виктор Франкл подчеркивают, что большинство пациентов обращаются к терапии из-за потери смысла жизни. Так существует ли экзистенциальная психотерапия?

Ялом Ирвин. Экзистенциальная психотерапия - файл 1.

Интегрирование образа с личностью. Линде приводит 10 основных методов трансформации состояний: Сосредоточение внимания на негативных качествах образа, созерцание его нежелательного качества для того, чтобы оно постепенно исчезло и вместе с ним исчезает негативное состояние.

В рамках экзистенциального подхода [Камю А., Кьеркегор С., Сартр Ж.-П., Тиллих В отечественной психологии представления о страхе смерти широко . Страх смерти описывается в работе на ценностно-смысловом уровне.

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Экзистенциальный подход включен далеко не во все программы подготовки психотерапевтов кое-где он даже не упоминается. Для многих философски образованных людей этот термин несет в себе целый ряд значений: Хотя экзистенциальные мыслители могут занимать разные позиции, все они исходят из одного допущения: Таким образом,существование — ключевое понятие в моем подходе.

Ответ легко доступен и находится внутри нас. Это вопросы смерти, одиночества, смысла жизни и свободы. Так, Карл Юнг и Виктор Франкл подчеркивают, что большинство пациентов обращаются к терапии из-за потери смысла жизни.

Пятая экзистенциальная данность – жизненный путь

Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной и аналитической психодинамикой. Во—первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с предельными данностями бытия: Когда экзистенциальные психотерапевты и их пациенты проводят углубленное исследование, они не сосредоточиваются на повседневных беспокойствах, а размышляют об основных экзистенциальных проблемах.

Кроме того, экзистенциальные подходы также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом[]. В связи со сказанным экзистенциальная психотерапия в основном ориентирована на долгосрочную работу.

Если страх смерти является центром психической динамики шизофреника, то работа с этими переживаниями и отрицанием смерти позволяет напрямую вмешательств в рамках экзистенциальной психотерапии (Ялом И., ).

Смерть уносит плохих детей. Она ловит их и забирает с собой. Она не любит детей. Мужчин и женщин смерть тоже уносит. На самом деле так. Однажды я говорил о ней, и ночью пришла настоящая смерть. У нее есть все ключи, поэтому она может открывать все двери.

Вы точно человек?

В страхе и в опасности мы более склонны верить в чудеса. Цицерон Никогда и ничего не надо бояться. Животное может бояться лишь конкретных опасностей, человек же благодаря своему воображению страшится еще и мнимых бед, большинство из которых создает он сам. Создать новый страх легко, убить же его трудно именно из-за его нематериальности. Беспокойные люди проскакивают настоящее, тратя свою психическую энергию на переживания по поводу будущего. Многие фобии живут за счет того, что человек заглядывает в будущее, а не живет в настоящем, в котором ничего страшного не происходит.

Погружение в экзистенциальную психотерапию. получают мало реальных терапевтических навыков работы в методе; Окончив обучение экзистенциальной психотерапии в программе 2 ступени Страх смерти и страх жизни.

Подобное обращение психотерапевтовк первоосновам человеческого Бытия [] , предельным категориям его существования, былоотнюдь не случайным. Его обусловливал ряд как внешних по отношению к психотерапевтическому сообществу, так и внутренних причин. Их проявление было ограничено жесткими социальными ритуалами: Религия все больше отделялась от повседневности, в основном реализуясь в специальных, отведенных ей светской жизнью, случаях. Этика расходилась с бизнесом, шагающим в ногу со всеобщей индустриализацией.

Ницше о том, что успех индустриальной системы с ее накоплением капитала причем деньги полностью отделены от реального продукта человеческих рук оказывает деперсонализирующий и дегуманизирующий эффект на человека и его отношения с другими, превращая людей из субъектов в объекты технологического воздействия. В науке в это время, по меткому выражению Э.

Особенно это касалось наук о человеке.

Панические атаки